25 сентября 2022
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи. |
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица 1 Задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:
Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Требования к детям зависят от возрастной группы:
Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.