10 июля 2023

Элементы песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Приложение к письму МКУ «ИМЦ от 10.07.2023 № 235

1.    Общие сведения

Наименование / тема практики

«Элементы песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»

Фамилия, имя, отчество автора/авторов (полностью)

Шитова Елена Сергеевна

Место работы (образовательная организация, территория, где реализуется практика)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Должность

Учитель-логопед

Стаж работы в данной должности

Шитова Е.С. – 2 года

 

Контактные данные для обращения (эл. почта)

shitova-elena1987@yandex.ru

+7908-632-71-70

2.Обоснование темы, описание практики

Краткое описание проблемной ситуации или потребности в повышении качества образования, послуживших причиной внедрения практики, обусловившей реализацию практики

Актуальность практики

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей. Именно поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто.

Актуальность практики очевидна и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.

Новизна практики состоит в усовершенствовании организации процесса развития речи, в оптимальной интеграции различных методов с использованием элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Цель практики и задачи практики, целевая группа, описание хода и содержания практики, время реализации деятельности, особенности практики

Цель практики: распространение педагогического опыта по использованию элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраст, имеющими речевые нарушения.

Задачи практики:

1.   Познакомить педагогов с особенностями и спецификой использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

2.   Включить участников в  процесс игр с песком с целью уточнения методики их использования в работе с детьми.

3.   Способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности.

Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования, родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ.

3. Результаты практики

Краткое описание результатов реализации (наличие отзывов субъектов образования, наличие печатных и/или электронных свидетельств о реализации практики

Результаты практики:

Педагоги актуализируют представления о методе обучения, который включает в себя:

-      формирование установки на активные самостоятельные действия по подбору игрового материала для речевого развития дошкольников;

-      получение практического умения использования элементов песочной терапии в практической деятельности.

Используемые технологии, методики, техники, приемы

Технология песочной терапии, игровая технология.

Действия по реализации практики

1. Вступительная часть

Погружение в тему.

Разминка.

2. Основная часть Пошаговое открытие технологии. Интерактивный показ основных методов и приемов работы. Практическая деятельность участников по освоению технологии, методов и т.п.

1)    Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

2)    Артикуляционные упражнения

3)    Игры и упражнения на автоматизацию звуков.

4)    Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия.

5)    Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова.

6)    Игры и упражнения на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений.

7)    Игры и упражнения на развитие связной речи.

3. Заключительная часть

Подведение итогов. Обмен мнениями

Ресурсы, необходимые для внедрения практики

Наличие заинтересованной в речевом развитии детей, в том числе с ОВЗ команды воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей).

Песочница (ящик для песка), песок, коллекция миниатюрных фигурок, карточки, трубочки и прочие предметы.

4. Перспективы развития практики

Оценка возможности тиражирования практики

Практика может быть востребована педагогами дошкольного образования, так как перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и обучающий эффект, нежели стандартные формы обучения:

во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

в-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

МКУ "ИМЦ"