20 февраля 2024
Приложение 3 к письму МКУ «ИМЦ" от 20.02.2024 № 47
1. Общие сведения |
|
Наименование / |
«Мнемотехника - как
педагогическая технология в речевом развитии детей дошкольного возраста» |
Фамилия, имя, отчество автора/авторов (полностью) |
Шитова Елена Сергеевна |
Место работы (образовательная организация, территория, где реализуется практика) |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» |
Должность |
Учитель-логопед |
Стаж работы в данной должности |
Шитова
Е.С. – 2 года |
Контактные данные для обращения (эл. почта) |
shitova-elena1987@yandex.ru |
2.Обоснование темы, описание практики |
|
Краткое описание проблемной ситуации или потребности в повышении качества
образования, послуживших причиной внедрения практики, обусловившей реализацию
практики |
Актуальность
практики Актуальность
мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей
преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно,
его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника
помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное,
логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать,
анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое),
воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает
словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей
появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети
становятся более раскрепощенными и самостоятельными. Методы
мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать
ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности
детей. |
Цель практики и задачи практики, целевая группа, описание хода и
содержания практики, время реализации деятельности, особенности практики |
Цель
практики: распространение педагогического
опыта по использованию приемов и методов мнемотехники в работе с детьми
старшего дошкольного возраст, имеющими речевые нарушения, через развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е.
тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным
развитием. Задачи
практики: 1.
Познакомить
педагогов с особенностями и спецификой использования приемов и методов
мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. 2.
Включить
участников в процесс развития памяти и логического мышления с целью уточнения
методики их использования в работе с детьми. 3.
Способствовать
положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в
практической деятельности. Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования,
родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в том числе и детей
с ОВЗ. |
3. Результаты практики |
|
Краткое описание результатов реализации (наличие отзывов субъектов
образования, наличие печатных и/или электронных свидетельств о реализации
практики |
Результаты
практики: Педагоги актуализируют представления
о методе обучения, который включает в себя: -
формирование установки на активные самостоятельные действия по подбору
игрового материала для речевого развития дошкольников; - получение практического умения
использования приемов и методов мнемотехники в практической деятельности. |
Используемые технологии, методики, техники, приемы |
Мнемонический квадрат. Метод создания образных кодов.
Прием «Цепочка». Метод историй. Прием «Елка». Мнемодорожки. Мнемотаблицы.
Метод «Матрешка». |
Действия по реализации практики |
1.
Вступительная часть: 1) Погружение в тему. 2) Начальная диагностика. 2.
Основная часть Пошаговое открытие технологии.
Интерактивный показ основных методов и приемов работы. Практическая
деятельность участников по освоению технологии, методов и т.п. 1)
Методы создания образных кодов. 2)
Алгоритм запоминания информации. 3)
Разбор распространенных ошибок. 4)
Знакомство с приемами и методами мнемотехники. 5)
Использование приемов и методов мнемотехники в образовательной
деятельности детей дошкольного возраста. 3. Заключительная часть: 1) Конечная диагностика. 2) Подведение итогов. Обмен мнениями |
Ресурсы, необходимые для внедрения практики |
Наличие
заинтересованной в речевом развитии детей, через развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны
с речью и ее полноценным развитием, в том числе детей с ОВЗ команды
воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей). Коллекция миниатюрных
фигурок, карточки, цветные карандаши, бумага. |
4. Перспективы развития практики |
|
Оценка возможности тиражирования практики |
Практика может быть востребована педагогами дошкольного
образования, так как использование
приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов
в развитии связной речи дошкольников. Результаты: - у детей увеличивается круг
знаний об окружающем мире; -
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории; -
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; -
словарный запас выходит на более высокий уровень; -
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией. Таким
образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным
способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего
мира. Приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших
дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и
оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются
средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной
коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном
обществе. |